Кризис — конец или начало.

Умрет ваш бизнес или, как змея, сбросит старую шкуру и облачится в новую более просторную и удобную — зависит от того, как вы стоили свою деятельность в докризисный период, и как вы будете действовать во время кризиса.

Кризисные явления, начавшиеся в финансовом секторе, перешли в реальный сектор экономики и в настоящее время становятся все более ощутимы каждому жителю страны - один потерял работу, другому сократили заработную плату, третий испытывает трудности с погашением кредитов и абсолютно все ощутили существенный рост цен на основные товары и услуги. Экономисты в своих исследованиях и прогнозах, при существенном расхождении в оценках, также не радуют нас перспективами на будущее. Но главные выводы, и в этом мнения аналитиков совпадают, можно сделать уже сейчас:

  • пик кризисных явлений ждет Украину еще впереди (это будет или 2009 год или 2010 год или …?);
  • экономика страны после кризиса будет существенно отличаться от той, которая была до него, в противном случае нас ждут еще более разрушительные кризисные явления в будущем;
  • кризисный период - это барьер, который не смогут преодолеть неэффективные технологии и менеджмент, а выжившие в этот период, за счет адаптации к новым экономическим реалиям, получат иммунитет к потрясениям в будущем на многие годы;
  • наиболее эффективными будут компании, широко использовавшие в этот период инновационные методы перестройки своего бизнеса.

Чего же ждать в этот период компаниям, работающим в области дизайна и рекламы?

Во-первых, существенных изменений во взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем проекта. Платить дешево и получать адекватную цене малоквалифицированную работу станет не выгодно, но в то же время заказывать проекты с высокими бюджетами также смогут далеко не все.

Во-вторых, вдумчивого подхода к самоидентификации и реструктуризации бизнеса. На необходимости четкого позиционировании бизнеса в период резкого усиления конкуренции (а бороться придется с конкурентами за каждый заказ) указывал классик маркетинга Джек Траут в своем бестселлере "Дифференцируйся или умирай. Выживание в эпоху убийственной конкуренции"! Необходимо будет сконцентрировать свои силы и средства на тех направлениях, где услуги компании будут наиболее конкурентоспособными. Поучиться за счет заказчика в это время уже не представится возможным.

В-третьих, есть и приятные перспективы для профессионально состоявшихся компаний - они могут занять новые ниши на рынке (освободившиеся в силу динамичных рыночных трансформаций в кризисный период) для своего бизнеса или существенно увеличить свою долю в уже существующем рыночном сегменте.

В-четвертых, свободное от работы рабочее время можно (и должно) использовать для обдумывания стратегий развития своего бизнеса на перспективу, повышения квалификации сотрудников, осваивания новых технологий, поиска новых заказчиков и партнеров.

Таким образом, для одних компаний кризис может поставить жирную точку на их деятельности, а для других обновление и новые перспективы. Поэтому конечный результат - умрет ваш бизнес или как змея сбросит старую шкуру и облачится в новую более просторную и удобную - зависит от того, как вы стоили свою деятельность в докризисный период, и как вы будете действовать во время кризиса.