Собственные торговые марки (СТМ) украинских ритейлов.

Активное развитие в Украине розничных торговых сетей или ритейла (retail) резко увеличило количество их пользователей, а также заострило вопросы лояльности и более полного удовлетворения запросов потребителей, в том числе к качеству товаров. Далеко не всегда нас устраивает качество товаров в украинских супермаркетах. Объективно его снижение происходит по причине непересечения интересов производителя и потребителя товаров. Первый заинтересован в снижении затрат и повышении стоимости (реально в увеличении прибыли любыми средствами), что часто достигается за счет снижения качества. А второй — в неизменно высоком качестве товара при низких ценах. Согласитесь, сложно совместить эти разнонаправленные интересы. Но, как говорится, все в мире уже придумано кем-то.

Ведущие мировые торговые сети со второй половины прошлого века начали использовать так называемые частные торговые марки (private label) или, как их часто называют у нас, собственные торговые марки (СТМ).

СТМ — это локальные бренды торговых сетей, под которыми предлагаются товары, изготовленные различными производителями, но с неизменным качеством, которое контролируется торговой сетью и гарантируется его private label. По существу, это одно из самых надежных решений гарантии получения достаточно качественного товара покупателем, при котором посредником (между производителем и потребителем), контролирующем качество, выступает торговая сеть. К тому же на СТМ устанавливаются более низкие цены, чем на аналогичные брендовые товары, за счет снижения затрат на его дистрибуцию, упаковку и продвижение.

Создание и внедрение локальных брендов в украинских торговых сетях активно начало развиваться только в последние годы. Так, по различным оценкам, в украинских ритейлах доля СТМ составляет несколько процентов (1-5%), в то время как ведущие зарубежные сети предлагают покупателям товары с private label до 40% и более от своего ассортимента. Существенный удельный вес СТМ в ассортименте позволяет торговой сети повысить свое влияние в цепочке "производитель-продавец-потребитель" — более активно воздействовать на производителя и более уверенно гарантировать потребителю надежность и качество товаров.

Собственные торговые марки, их структура и стратегия продвижения в каждой из торговых сетей имеют свои индивидуальные особенности. Обычно торговая сеть имеет собственный портфель private label, которые могут быть дифференцированы по ценовым параметрам (эконом, средний или премиум сегменты) или как по видам товарных групп (продукты питания, напитки, бытовые товары и т.п.), так и по назначению (товары для ресторанов и общественного питания, товары для отелей и т.п.).

В названиях СТМ может присутствовать или отсутствовать само наименование торговой сети. Обычно использование в наименовании СТМ имени своей сети используется для товаров среднего ценового сегмента и премиум класса, где более гарантировано качество. Структура и объем портфеля частных торговых марок также может быть различной и зависит от целей, задач и фантазии торговой сети (создателей СТМ). И, как нам кажется, в обозримом будущем направление по созданию и расширению СТМ в торговых сетях Украины будет только развиваться.

В любом случае развитие собственных торговых марок (СТМ) розничными сетями — задача актуальная для самих сетей, несомненно, полезная для покупателей и очень интересная для брендинговых компаний, которые могут проявить и раскрыть свой творческий потенциал для блага общества.

Примеры СТМ некоторых торговых сетей в Украине.

METRO CASH & CARRY

METRO Group владеет более чем 100 private label из них в Украине используются не более 10 ("ARO", "Metro Quality", "H-Line", "Authentic", "Active", "Natura Verde", "Alaska", "Sigma").

СТМ компании METRO CASH & CARRY. ARO СТМ компании METRO CASH & CARRY. H-Line

Велика кишеня

Торговая сеть имеет несколько СТМ ("№1", "Хіт Продукт", "Аква Ера", "Щедрое застолье"), под которыми покупателям предлагается несколько сот наименований товаров.

СТМ компании Велика кишеня. ХИТ Продукт.

АТБ-маркет

В 2009 году компания "АТБ-маркет" стала победителем Национальной премии "Private Label-2009" и названа одним из лучших украинских ритейлеров в области развития собственных торговых марок на территории Украины. Имеет 23 собственные торговые марки, продукция под которыми реализуется в 400 супермаркетах.

СТМ компании АТБ-маркет

Фуршет

Сеть магазинов семейной покупки предлагает покупателю товары под СТМ "Фуршет".

Фуршет