О корректности терминов и определений

Для того чтобы заказчики и исполнители дизайнерских услуг правильно понимали друг друга, они должны использовать одинаковые понятия, характеризующие те или иные объекты их договоренностей. Причем важно не изобретать свою терминологию, а лучше пользоваться общепринятой в профессиональной среде и, что не менее важно, постоянно обращаться к соответствующим разделам действующих законов Украины.

Рассмотрим, например, ситуацию с товарными знаками. Часто можно услышать, что одна фирма заказывает (предлагает) разработку "логотипа", другая - "фирменного знака", третья - "товарного знака". Так как же на самом деле правильно сказать, что мы хотим заказать или предложить в качестве объекта разработки.

Для начала обратимся к действующему законодательству. Закон Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" (№3771-XII от 1994 г. с последующими изменениями) в Статье 1 дает такое определение "знак - позначення, за яким товари і послуги одних осіб відрізняються від однорідних товарів і послуг інших осіб" и далее в Статье 5 "об'єктом знака можуть бути словесні, зображувальні, об'ємні та інші позначення або їх комбінації, виконані у будь-якому кольорі чи поєднанні кольорів".

Т.о. знак товаров и услуг (товарный знак) может быть словесным, изобразительным или комбинированным, включающим и то и другое.

В сложившейся практике используются следующие определения:

логотип - оформленное в соответствующем стиле словесное наименование товара/услуги или их производителя;
знак - оригинально оформленное графическое обозначение (изображение), призванное однозначно идентифицировать те или иные товары/услуги или их производителя. Как правило, знак является важным элементом графической коммуникации.

На практике чаще всего регистрируют комбинированные торговые знаки.

Учитывая изложенное, можем утверждать, что часто употребляемый термин логотип, под которым подразумевают любые торговые знаки, не всегда следует считать правильно применяемым, поскольку он не может быть отнесен к комбинированным или изобразительным знакам, а является только словесным обозначением товарного знака и, следовательно, корректнее будет использовать понятие "знак товаров и услуг" (или товарный знак) - для всех видов товарных знаков. Понятия же логотип и знак могут быть применены только в соответствующих случаях.